Радиус обслуживания
При этом только детские учреждения, имеющие относительно большой строительный объем, могут размещаться в самостоятельных зданиях. Для учреждений повседневного обслуживания — школ, продовольственных магазинов, столовых и других предприятий бытового обслуживания, а также библиотек, универсальных залов и комнат для занятий кружков и отдыха населения можно рекомендовать радиус обслуживания, равный 300-320 м; длина пешеходного пути при этом будет около 400 м, что соответствует примерно 5 мин ходьбы.
Такое, казалось бы, незначительное сокращение расстояний от жилья до учреждений повседневного пользования все же может дать ощутимый эффект для удобства обслуживания, если оно сопряжено с хождением по морозному воздуху, и некоторый экономический эффект в случае, если жилые дома соединяются с учреждениями обслуживания, защищенными от внешней среды пешеходными галереями.
Приведенные радиусы обслуживания при компактной застройке с плотностью жилого фонда брутто 3000-3500 м2/га для четырехэтажной и 5000-5600 м2/га для девятиэтажной застройки позволяют создавать «функциональные объединения»: с числом жителей 1500-3000, т. е. жилые группы, обеспеченные первичным обслуживанием, и с числом жителей 6000-10 000, т. е. микрорайоны, или малые поселки с полным комплексом повседневного обслуживания.
Целесообразность такого группирования застройки подтверждается необходимостью максимального укрупнения всех учреждений и в районах средних широт и, тем более, в районах с суровым климатом и вечномерзлыми грунтами. Это вызывается требованием снижения числа обслуживающего персонала, которое при современных мелких учреждениях и достижении полной их нормативной емкости составило бы, по данным ЦНИИЭП учебных зданий, более 50% от населения города.
Специальное назначение общегородских зрительных и спортивных залов
Снижение численности населения, занятого в системе обслуживания, может быть достигнуто лишь путем создания относительно крупных учреждений и предприятий, в которых значительно легче применить механизацию и автоматизацию различных процессов. Следовательно, только самообслуживание и прием заказов могут быть без ущерба для экономики эксплуатации рассредоточены в отдельных помещениях, как уже было сказано,- в составе жилых домов.
Специальное назначение общегородских зрительных и спортивных залов в больших городах исключает возможность их использования для повседневного отдыха жителей. Для этого в условиях сурового климата необходимы другие помещения — универсальные залы, используемые преимущественно для спорта, и комнаты для кружковых и других занятий. Если же такие помещения включать только в состав центра города, то население жилых комплексов первой очереди строительства будет длительное время вообще лишено культурно-просветительных учреждений, так как городской центр практически формируется к моменту завершения всего объема строительства по городу на расчетный срок. Для строительства газобетонные блоки тут.
Но если так, то лучше строить их не на территории городского центра, а ближе к жилью, в составе застройки этих комплексов, создавая местные общественные центры, т. е. центры микрорайонов. Следует, очевидно, выявить оптимальную величину комплексов застройки, осуществляемых за относительно небольшой срок (ориентировочно не более 5 лет), при которой культурно-просветительное и торгово-бытовое обслуживание населения обеспечивалось бы относительно рациональными в эксплуатации учреждениями без нарушения норм пешеходной доступности. Величину таких комплексов — микрорайонов целесообразно принимать, видимо, не менее чем на 6000 жителей.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.