Этот прием формирования общественного центра несколько изменяет сложившееся представление о структуре застройки, о радиусе обслуживания и т. п. В некоторых предложениях того же направления применен прием создания общественных центров в самостоятельных объемах. Другое направление ставит своей задачей создание серий типовых проектов для массового строительства в ближайшие годы. В этом случае объем зданий общественных центров приобретает максимальную лаконичность и единообразие, определяемые в основном применением единой конструктивной схемы каркасных зданий.
Сравнение общественных центров, размещаемых в зданиях-блоках и в едином объеме, показывает, что последние несколько экономичнее по строительной кубатуре благодаря меньшему числу вспомогательных помещений и большей компактности плана. В то же время решение в едином объеме ограничивает композиционные возможности включения здания общественного центра в систему застройки и приводит к особо большой ширине корпуса.
В предложениях для типового проектирования выявляются также два приема: один — с размещением всех учреждений обслуживания в едином здании, другой — с формированием общественного центра из зданий-блоков, объемно объединяемых, но по функции четко различных. В соответствии с рекомендациями по типам зданий общественных центров эти блоки подразделяются на блоки культурно-просветительного (включая спорт) и торгово-бытового назначения. В некоторых случаях для поселков с числом жителей до 4000 в композицию центра включается и третий блок — школьный с учебными и рекреационными помещениями.
Большим преимуществом формирования общественных центров из зданий-блоков является вариантность композиции при различных приемах блокирования и возможность строительства общественного центра по очередям.
Состав помещений общественных центров
Наиболее полная по номенклатуре серия типовых зданий общественных центров предоставлена в проектных предложениях сектора — комплексной застройки ЛенЗНИИЭП (1964 г.). В этой серии предусматриваются общественные центры из зданий-блоков для поселков с числом жителей от 1000 до 10 000 и микрорайонов на 6000 и 10 000 жителей.
Состав помещений общественных центров, эскизная разработка которых велась с целью выявления общих принципов организации жилья и обслуживания, не рассчитывался точно по каким-либо нормативам. Размеры и состав помещений принимались в них приближенно, в соответствии с общими требованиями увеличения площади ряда помещений в условиях сурового климата Крайнего Севера. При разработке предложений по серии типовых зданий общественных центров общая тенденция улучшения обслуживания в северных населенных местах выразилась в увеличении площади ряда основных и подсобных помещений по сравнению с общепринятой, согласно нормативным рекомендациям, приведенным в начале.
Так, в зданиях общественных центров микрорайонов увеличена площадь кружковых комнат в 2 раза и введен универсальный зал; в состав общественных центров поселков на 7000 и 10 000 жителей включены спортивные залы площадью в 1,7-2,3 раза больше, чем принимается для поселков средних широт с аналогичным числом жителей; во всех общественных центрах увеличены площади фойе и вестибюлей с гардеробами в 1,2 раза, а кладовых магазинов и столовых — в 1,4- 1,5 раза.
В общественных центрах важно устанавливать кондиционеры. Они способствуют нормальному микроклимату в помещении.
Рассмотренные здесь проектные предложения, несмотря на различие приемов архитектурно-планировочной организации, достаточно четко определили основные типологические особенности общественных зданий для условий Крайнего Севера. Однако окончательные выводы могут быть сделаны лишь после проверки условий эксплуатации осуществленных в натуре экспериментальных объектов.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.